«Не изображать красивое тело, а воспитывать гармоничного человека, не рисовать лес, а выращивать парки и сады, не украшать стены картинами, а окрашивать их» — так сформулировали свои идеи представители возникшего на рубеже 19 и 20 веков направления в рамках стиля авангардизм — конструктивизма.
«Производственное искусство», как его еще называют, зародилось в Европе да и во всем мире как четвертая — после биологической (Дарвина), экономической (Маркса) и психологической (Фрейда), — теперь уже архитектурная революция. Это было в духе того времени — отрицание старых отживших теорий, понятий, форм. В Париже в то время начинают завоевывать умы и сердца экспрессионисты, за непривычные изобразительные фантазии которых называли «дикими».
Тогда же была построена Эйфелева башня — яркий образец конструктивизма, символ технического прогресса. Она представляет собой сплошную функциональную конструкцию. Это сейчас все хотят сфотографироваться на ее фоне. А тогда парижане протестовали против этого «нелепого» сооружения, «уродующего» абрис любимого города.
Появление конструктивизма стало возможно благодаря быстрому росту городов, а значит и развитию индустрии новых строительных материалов — металла, бетонных форм, стекла.
В то время все чаще звучали термины «конструция», «конструирование пространства» — отсюда и название стиля, во многом определившего вид городов, в которых мы живем и сейчас. Конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению зданий, что и определяло их внешний вид.
Этот стиль можно считать архитектурным экспрессионизмом. Ведь зодчие, заботающие в нем, отрицали историческую преемственность, отказывались от декоративных элементов классических стилей, искали выразительность не в декоре, а в динамике простых линий, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
Характерным примером «функционального метода» стали так называемые «соцгородки», по сей день существующие в Харькове, Днепре, Запорожье, Киеве. А их бывшие дома-коммуны, в основу проекта которых был положен принцип Ле Корбюзье «дом — машина для жилья», теперь считаются элитными. Кстати, по последним данным, ЮНЕСКО предложило внести соцгород Запорожья в список архитектурных памятников как типичную для того времени комплексную застройку в стиле конструктивизм.
Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Концепция проекта была ориентирована на удобную организацию быта работающего человека — строителя коммунизма. Часто в квартирах не было кухонь и ванных комнат А вместо них — санитарные и столовые корпуса. К дому как правило примыкали залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотека, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше — открытая терраса.
Главным памятником конструктивизму в Украине можно считать расположенное на центральной площади Харькова здание Госпрома — тогдашний Кабинет министров -, построенное в 1926 — 1928 годах. Ведь в те годы Харьков был нашей столицей, а Дом Государственной промышленности стал первым украинским 13-этажным небоскребом.
Сама площадь Свободы является памяткой архитектуры в стиле конструктивизм. Как и знаменитый Дом Слово, построенный в виде буквы «С», где жили в тридцатых годах классики украинского «расстрелянного возрождения» — Микола Хвылевой, Михайль Семенко, Валериан Пидмогильный.
В Киеве есть тоже немало «конструктивистских» построек. Из того, что вспоминается первым, — здание кинотеатра «Жовтень» на Подоле и схожее с ним по стилю — бывший клуб «Пищевик», а сейчас Муниципальный театр для детей и молодежи на Контрактовой площади.
Обратите внимание на плавные линии их фасадов, круглые окна, широкий вход со ступенями, колонны, плоскую крышу. Именно эти элементы отличают конструктивизм, они же характерны для Домов культуры во многих постсоветских городах и даже сельских клубов.
И главные железнодорожные ворота Киева — Центральный вокзал, построенный в 1928 — 32 годах, — тоже яркий представитель «производственного искусства», правда, приправленного национальными мотивами — огромное параболическое окно отсылает к канонам украинского барокко.
Другие знакомые нам здания в этом стиле — Киевский ЦУМ, «дом врача» на Большой Житомирской, «дом-самолет» на Арсенальной площади.
Многим киевлянам настолько привычны эти постройки, что они уже, независимо от стиля, определяют привычное лицо любимого города.
Возможно, кому-то конструктивизм кажется слишком монументальным, холодным и неуютным. Его можно не любить, но нельзя не отдавать ему должное как направлению, ознаменовавшему приход нового века в архитектуре.