Национальная энциклопедия строительства gorodinfo.org.ua уже рассказывала о том, что на рынке строительных инструментов представлена профессиональная шлифовальная машина Metabo RFEV 19-125 RT
Журналисты gorodinfo.org.ua попробовали детально изучить конструкцию и особенности работы с этим инструментом. И во, что получилось!
Знакомство с данным инструментом стоит начать с изучения его конструкции — она, действительно, уникальна!
Общая компоновка инструмента со всеми основными узлами и агрегатами
Начнем с щеточного узла (к нему подобраться проще всего), — вся его конструкция говорит о глубокой инженерной проработке узлов и агрегатов инструмента. Клавиша «пуск» имеет две степени свободы — нажатие и подача вперед. При нажатии, инструмент включается, при подаче вперед, происходит фиксация во включенном состоянии — эта схема знакома по многим УШМ.
С внутренней стороны клавиши есть стальной элемент, который является точкой контакта непосредственно кнопки включения, спрятанной внутри корпуса, и клавиши управления. Он нужен для облегчения скольжения и снижения уровня износа данного узла. Сама кнопка полностью герметична, рассчитана на силу тока до 15 А.
Щетка с механизмом автоматического отключения и кнопка, рассчитанная на максимальный ток 15 А
За кнопкой идет блок управления, плотно залитый компаундом и поэтому, тоже герметичный. На нем расположено колесико регулировки оборотов с красным светодиодом внутренней индикации.
Вот, здесь есть одно замечание к данному инструменту. Колесико регулировки настолько тугое, что поначалу казалось, будто его чем-то зажало при неправильной сборке, например, попавшим под него проводом. Хотя, это даже неплохо – не получится случайно сбить обороты во время работы, а сам инструмент, точнее сфера его применения, не предполагает частой смены режимов работы.
Очень грамотно сделан радиатор охлаждения полевых транзисторов. Он находится сразу на входе воздуха в двигатель и выглядит как расположенные под определенным углом лепестки. На блоке управления над местом крепления заднего опорного подшипника ротора есть прилив, в котором находится датчик Холла, считывающий обороты ротора во время работы. При их падении он автоматически повышает напряжение и, как следствие, мощность мотора.
Далее, уже идут щетки, одна из них — с механизмом автоотключения. Принцип его работы таков: при износе щетки до определенного критического уровня, из нее выстреливает пружинка с диэлектриком на конце. Диэлектрик отжимает щетку от коллектора, и цепь питания размыкается. Это нужно для защиты относительно мягкой меди коллектора от задиров, при контакте с металлическими частями изношенной щетки.
Ротор с фирменной системой защиты от абразивного износа Marathon, виден элемент лабиринтной пылезащиты перед задним опорным подшипником. Сам подшипник находится внутри демпфера, за подшипником — шайба элемента поддержания оборотов под нагрузкой (метка датчика Холла)
В целом, данный инструмент имеет максимально возможную, по современным меркам, «комплектацию» электронных систем. Тут и регулировка оборотов, и поддержание оборотов под нагрузкой, и защита от повторного пуска, и индикация состояния, и автоотключение щеток. Единственное, чего тут нет, — это индикации защиты от перегрузки. Но, следует отметить, что в ходе испытаний перегрузить инструмент не удалось, даже, «наглыми» целенаправленными действиями. Специфика конструкции не позволила.
Статор залит порошковым лаком для защиты от абразивного воздействия минеральной пыли
Обмотки статора двигателя залита порошковым лаком красного цвета, это нужно для защиты обмоток от абразивного износа, ведь инструмент работает в пыльных местах, возможно, с высокой концентрацией минеральной пыли. Ротор уникальной фирменной конструкции, на которой остановимся подробнее. За задним опорным шариковым подшипником стоит диск магнитной метки датчика Холла, а сам подшипник находится внутри резинового демпфера. Перед ним — диск лабиринтного уплотнения подшипника с ребрами увеличенного размера.
За коллектором обмотка, залитая специальным лаком, а открытая часть обмотки возле крыльчатки охлаждения закрыта пластиковой решеткой. Эта решетка на скорости вращения 25000–30000 об/мин превращается в непреодолимую стену для пыли, при этом свободно пропуская воздух для отвода тепла от обмоток. Такое решение применяется всеми первоклассными производителями высоконагруженных универсальных моторов, работающих в условиях загрязнения воздуха минеральной пылью.
Крыльчатка охлаждения имеет на задней стороне 2 ряда высоких ребер для лабиринтной защиты переднего опорного подшипника ротора двигателя. Этот подшипник не только сам по себе герметичен, но еще и дополнительно защищен стальными пластинами как со стороны ротора, так и со стороны редуктора. Тут, инженеры точно не мелочились, добавили в конструкцию все что только можно.
Корпус редуктора. Виден шариковый опорный подшипник и развитая система оребрения для повышения жесткости конструкции и эффективного охлаждения
Наконец доходим до редуктора. Тут, тоже есть немало высококлассных инженерных решений и даже один сюрприз. Сразу за крыльчаткой, идет специальная пластиковая пластина — это не только ответная часть лабиринтной защиты переднего опорного подшипника ротора, но и элемент, распределяющий воздушные потоки для охлаждения корпуса редуктора. Сам редуктор в этой части имеет развитую систему оребрения, которая придает конструкции необходимую жесткость и активно отводит тепло посредством воздушного потока, направляемого упомянутым выше пластиковым элементом.
Понижающий планетарный редуктор
В УШМ и однотипных с ними машинах угловой редуктор с косозубыми шестернями — привычное зрелище. И отличия обычно можно искать разве, что в типе подшипников, способах обработки материалов, самих материалах и способах защиты, в основном от минеральной пыли. Здесь же, помимо углового редуктора, установлен понижающий планетарный с прямозубыми шестернями, каждая из которых — с собственным игольчатым подшипником.
Если честно, то этот инструмент, возможно, рекордсмен по количеству используемых в конструкции подшипников. Судите сами: 2 герметичных шариковых подшипника опоры ротора, дополнительная опора на солнечной шестерне планетарного редуктора, два передних опорных подшипника главного вала — итого 5 шариковых подшипников. Игольчатые подшипники: задний опорный подшипник главного вала, дополнительный подшипник главного вала внутри корпуса водила, и 3 подшипника самих сателлитов — всего 5 игольчатых подшипников. Суммарно, в инструменте десять подшипников качения! Главный вал этого инструмента опирается на 5 подшипников, установленных в ряд один за другим.
Главный вал, на котором установлено водило. Вал опирается на сдвоенный шариковый подшипник
Задний игольчатый опорный подшипник
Инженеры очень постарались, чтобы нивелировать негативное воздействие достаточно массивной оснастки. Ротор с твердосплавными шестеренками весит никак не меньше 800 грамм.
Как работает шлифовальная смашина по бетону Metabo RFEV 19-125 RT
Далее, журналисты gorodinfo.org.ua попробовали этот шлифователь в работе. Нужно сказать, что инструмент — не очень тяжелый и снимает материал достаточно хорошо, поэтому, от такой работы устаешь не так быстро, ведь, не приходится удерживать машину на одном месте.
Дополнительная рукоятка в форме скобы имеет несколько фиксированных положений. Удобный универсальный вариант — когда рукоятка наклонена вперед. При работе вплотную к стене ее ставят перпендикулярно продольной оси машины. Для этого нужно открутить и потом закрутить обратно два винта с длинной резьбой — достаточно долгое занятие. Хотелось бы видеть здесь эксцентриковый зажим для быстрой смены положения.
Рабочий орган шлифователя — 5-лучевая фреза, на каждом луче по 3 твердосплавные «звездочки», свободно вращающиеся на оси
Оснастка к шлифователю Metabo RFEV 19-125 RT существует в виде твердосплавных шестеренок разной ширины — одни уже, другие шире. У одних, более частый и острый зуб, такие хорошо подходят для снятия полимерных покрытий, например, напольных на складах. Мы же работали с крупнозубыми фрезами, — такие предназначены для снятия старой штукатурки перед нанесением новых слоев.
Скорость съема материала достаточно легко контролировать по времени воздействия, поэтому можно один раз выставить нужную скорость и спокойно работать. Пыли почти нет, при обработке вертикальных поверхностей вниз просыпаются остатки срезанной старой краски. Благодаря подпружиненным опорным поверхностям по периметру инструмент достаточно легко удерживать параллельно обрабатываемой поверхности. Если это необходимо, можно слегка надавить, тогда пружины сожмутся и фрезы углубятся в материал.
Очень понравилась возможность снимать штукатурку только в местах наибольшего отслоения. То есть, на хорошем покрытии инструмент задерживается только на момент, когда зубья шестерен собьют верхний слой краски, а на рыхлых частях можно задержаться, сняв их до прочного основания. Это отличный инструмент для коммунальщиков, которые вынуждены подновлять оштукатуренные стены.
И еще, отметим очень высокую стойкость данных шестерен. Похоже, что они служат намного дольше любой другой оснастки. Из чего мы делаем такой вывод? Просто после завершения основного массива испытаний мы не смогли удержаться от того, чтобы не попробовать поработать фрезами по бетону. Надо же было проверить, что будет, если оператор надавит слишком сильно и снимет штукатурку до твердого бетонного основания?
Техника не предназначена для подобной деятельности, и, как показал наш эксперимент, твердый бетон машинка не снимает вообще. Она только сглаживает неровности и отбивает каждый малейший торчащий камешек. Поэтому, ее можно выдавать для использования людям с «пониженной профессиональной ответственностью», которые пытаются шлифовать стену до сквозных дыр, давя изо всех сил. А вот асфальт этот шлифователь снимает с такой бешеной скоростью, что никакому пылесосу не справиться с тем объемом гравия, что образуется в процессе работы. Бугор диаметром 15–20 см и высотой добрых 10–15 мм был срезан буквально за пару секунд.