Во многих случаях, хозяева садовых участков пытаются, с помощью многочисленных современных осветительных приборов обустроить красивое освещение. Однако, очень часто, такие попытки не дают должного эффекта. Хотя, освещение природной среды во многом повторяет те же принципы, что и освещение закрытых пространств. Но, есть тонкости, которые позволяют говорить о нем отдельно.
Специалисты считают, что освещении парков, садов и других природных зон, то есть, ландшафтный свет держится на балансе четырех функций: эстетики, безопасности, визуального комфорта и экологичности.
Эстетика
В предыдущих материалах мы отмечали, что освещение самым прямым образом влияет на эмоции, которые испытывает человек в различных пространствах. Парки и сады — не исключение. Именно искусственный свет задает им определенный образ и драматургию в темное время суток.
Безопасность
Другая, не менее важная функция ландшафтного освещения, — это безопасность. На природе, да и в любом закрытом помещении, искусственный свет должен давать четкое и однозначное представление об объектах, которые могут создавать опасность: ограждениях, камнях, водоемах, крутых спусках, лестницах и т.д.
Визуальный комфорт
Свет в парке не должен слепить — его необходимо сделать комфортным и для людей, которые там прогуливаются, и для водителей транспортных средств, проезжающих мимо. Также освещение не должно мешать жителям окрестных домов.
Одним светильником невозможно хорошо осветить и дорожку, и деревья, и клумбу и сделать его комфортным для людей в парке. Поэтому, для решения различных задач стоит применять различные светильники, которые можно направить только на определенный объект и ограничить нежелательную, так называемую «паразитную» засветку.
Экологичность
Любой элемент наружного освещения неизбежно влияет на окружающую среду. Ночью свет привлекает насекомых, а также может нарушать пути миграции птиц или рыб; светильник, направленный вверх, создает световое загрязнение. Есть несколько способов, как минимизировать негативное воздействие света:
- Применять источники света с минимальным излучением в голубой части спектра, с цветовой температурой не выше 3000К;
- Включать освещение только тогда, когда оно действительно необходимо (например, в вечерние часы, но не на всю ночь);
- Освещать только те поверхности, которые этого требуют;
- Применять средства для ограничения света: экраны, решетки, тубусы.
Световое загрязнение (слева) и темное видимое небо без загрязнения (справа)
Компоненты светового загрязнения
Как выбрать светильник для улицы
Проектируя освещение для парка или другой природной зоны, следует двигаться от большего к меньшему: от масштаба мастер-плана до отдельного светильника. При этом светильники должны быть предназначены именно для использования вне зданий — это обеспечит не только безопасность, но и долговечность в переменчивых природных условиях.
Выбирая светильник, важно обращать внимание на степень защиты от попадания воды и пыли внутрь него и на токоведущие части. Эта характеристика обозначена английской аббревиатурой IP (англ. Ingress protection) и двумя цифрами после нее.
К примеру, IP20 говорит о том, что светильник защищен от прикосновения пальцами к токоведущим частям (2) и его можно использовать только в сухих помещениях (0). Эта цифра соответствует большинству светильников для жилых комнат. Для влажных помещений и их различных зон могут требоваться более высокие степени защиты — например, IP44 и выше.
Соответственно, светильники для уличных пространств должны выдерживать дождь, снег, мытьё фасадов и тротуаров водяными струями или полив газонов. Таким условиям соответствует защита не менее IP65 для фасадов и IP67 для светильников в грунте. Если светильник погружен в воду, размещен в водоёме или фонтане, степень защиты будет максимальной — ей соответствует значение IP68.
Наружные светильники могут подвергаться целенаправленным или случайным механическим воздействиям, поэтому еще один важный показатель — механическая защищенность. Степень защиты от механических повреждений обозначается аббревиатурой IK (англ. Impact protection). Значения варьируются от IK00 (незащищенный) до IK10 (защищен от воздействия, эквивалентного падению предмета массой 5 кг с высоты 400 мм). Для уличного освещения чаще всего требуется IK05-07. В экстремальных условиях используют дополнительные, повышенные степени — IK10+ IK11-IK16.
Еще ряд важных технических характеристик, на которые следует обратить внимание:
- Дизайн корпуса. Насколько светильник вписывается в ландшафт, как он взаимодействует с другими объектами;
- Качество источника света и оптики. Какой визуальный эффект светильник создает в реальных условиях;
- Комплектация. Светильник должен быть оснащен приспособлениями, которые ограничивают «паразитную» засветку — например, сотовыми решетками, тубусами, козырьками;
- Возможности и диапазон регулировки как светового потока, так и направленности светильника;
Особенности подключения к линии электропитания. Есть ли необходимость дополнительного размещение блоков драйверов; - Способ монтажа светильника и необходимость подготовки поверхности (например, устройство дренажа для грунтовых светильников).
Эмоциональный пейзаж
За всеми техническими тонкостями важно не забыть, что одно из главных свойств ландшафтного освещения — влияние на эмоции зрителя. Свет в умелых руках становится кистью художника, с помощью которой можно создать совершенно новый ландшафт. С помощью света, можно придать пейзажу большую выразительность, усилить или изменить перспективу, глубину сцены. Кроме того, свет помогает скрыть ненужные детали, показать зрителю только то, что необходимо.
В этом смысле, особые требования относятся к освещению крупных парков: здесь следует исходить из так называемого метода пунктира. Его суть состоит в том, чтобы не освещать весь парк целиком. Следует выделять доминанты и использовать свет только там, где он необходим — например, с точки зрения безопасности и в соответствии с иерархией объектов.
С одной стороны, такой свет достаточно хорошо осветит пространство. С другой стороны, он сохранит некоторую интригу, которая вызовет у посетителей дополнительный интерес к ландшафту — захочется узнать, например, какой вид откроется за следующим поворотом или с вершины холма.