Главная / Полезное / Как был построен бункер Сталина
Как был построен бункер Сталина

Как был построен бункер Сталина

Как выяснила Национальная энциклопедия строительства gorodinfo.org.ua, «бункер Сталина» – это оборонительное сооружение, предназначенное для резервного местонахождения Ставки Верховного Главнокомандования во время войны.

ПО информации журналистов https://gorodinfo.org.ua, таких объектов было несколько: в Москве и в Самаре (Куйбышев). Причем, бункер в Москве создавался загодя, еще в 30-е годы, в Самаре начал строиться в феврале 1942 года.

Сегодня ProfiDom.com.ua рассказывает о сооружении бункера в Москве, как более проработанного и капитального сооружения.

В 1930-е годы, в преддверии вероятной войны, в СССР и его столице спешно стали возводиться объекты двойного назначения (метро, как огромное бомбоубежище, тракторные заводы, одновременно, заводы по производству танков, макаронные фабрики с возможностью выпуска пороха на том же оборудовании, бутылочно-патронные заводы и т.д.).

А с 1936 года весь район Измайлова стал запретной зоной. Началось строительство объекта, который официально назывался «Центральный стадион СССР имени И.В.Сталина» — самый большой в стране — на 200 тысяч зрителей со 142 тысячами пронумерованных мест. Спортивный комплекс по плану включал в себя, кроме спортивной арены, здание для спортивно-тренировочной подготовки и общежитие. Все это располагалось а пятистах метрах от уже построенной станции метро «Измайловский парк».

Но в 1939-м строительство заморозили: во-первых, уже началась Вторая мировая война и все средства были направлены на подготовку к обороне от возможного нападения немцев. А во-вторых, главный объект, прикрытием которого служил стадион и особенно его третий, недостроенный, ярус трибун, был уже завершен. Это и был запасной командный пункт — сначала ГКО (Государственного Комитета Обороны), а с началом Великой Отечественной — ЗКП Ставки Верховного Главнокомандования.

Подземные коммуникации военного назначения к началу войны в несколько раз превосходили по объему созданный метрополитен гражданского назначения и, естественно, военная часть московской подземки являлась абсолютной государственной тайной. Частью системы «Метро-2» стал и подземный бункер Сталина, соединенный 17-км подземной дорогой с Кремлем, въезд в который начинался прямо у Спасских ворот.

Как был построен бункер Сталина

Ворота подземной дороги из Кремля

Размеры тоннеля были стандартными — под КУНГ (кузов универсальный нормальных габаритов), то есть позволяли проезд не только легковых автомобилей, но и тяжелых танков и вагонов. Крепежом служили обычные чугунные тюбинги, применявшиеся в метрострое. Вентиляция также устроена по технологии метро: поезд через воздухозаборные шахты как поршень выдавливает воздух впереди себя и затягивает его за собой.

После реконструкции, проведенной в середине 1990-х, видно, что при желании машина Сталина могла бы въехать прямо в зал заседаний Ставки: двери из тоннеля находятся напротив дверей в бункер. Однако на 15-метровой глубине под железобетонными сводами толщиной до 6 метров для машин и танков вокруг бункера имелась огромная стоянка, на которой свободно размещались автомобили и 150 танков КВ и даже небольшой ремзавод для них. Часть тяжелых танков была переоборудована под салоны. В сталинском танке предусматривалось даже место для личного врача.

Сами танки предназначались для прорыва из возможного окружения с задачей пробиться к одному из названных выше аэродромов или двигаться своим ходом к удаленным ЗКП в других городах. На железнодорожной (средней) ветке метро стоял в готовности и бронепоезд. Собственно говоря, этот ЗКП и считается промежуточным пунктом для эвакуации.

Сегодня, от бункера в Измайлове остались почти в прежнем виде только четыре помещения. Это проход-проезд в зал заседаний Ставки, сам зал, посередине которого стоит огромный, отличного дерева стол в виде незамкнутого кольца под куполом, кабинет Сталина, а также переоборудованная в наше время под ресторан столовая, правая стена которой, как и все другие, выложена из гранита толщиной до 4 метров.

Бункер спроектировали в мастерской профессора архитектуры Н.Я. Колли, который создавал, также, станции метро «Кировская», «Парк культуры» и «Павелецкая-кольцевая».

Прим. gorodinfo.org.ua – «Бункер Сталина» это – не единственное в своем роде сооружение, созданное на случай войны. Такие убежища, запасные командные пункты созданы во многих странах: а Германии, в 15 км от Бонна (Regierungsbunker); Бункер «Проект 131», провинция Хубэй в Китае; ядерный бункер в горе Шайенн, недалеко от Колорадо-Спрингс, штат Колорадо, США.

Источник

Написать комментарий

Ваш e-mal не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Scroll To Top

Присоединиться к нашим сообществам

Уважаемый посетитель, предлагаем Вам присоединиться к нашим сообществам. Вы всегда первыми будете читать свежие статьи и интересный материал — нажмите на кнопку «Нравится».

Предлагаем подержать наш проект

Если вы хотите подержать проект финансово то внизу есть кнопочка поддержки — мы рады любой поддержки. Все полученные средства пойдут на развитие проекта.




По вопросам рекламы на сайте или сотрудничества пишите нам info@gorodinfo.org.ua

Если вы хотите получать уведомления на свой E-mail о появлении новых статей, то рекомендуем вам чуть ниже ввести свой электронный почтовый адрес.