Самая консервативная область архитектуры – религиозная (храмы, церкви, мечети и т.д.) в 21-м веке начала меняться: новые технологии, новые материалы и строительные стандарты очень сильно повлияли на строительство новых культовых сооружений в разных странах мира.
Еще в 1978 году в США была учреждена премия «Faith & Form/ID International Awards Program for Religious Art & Architecture», для того, чтобы лучшие архитектурные, дизайнерские, ландшафтные и художественные проекты, связанные с религиозной тематикой.
В конце минувшего 2018 года были присвоены очередные премии это конкурса. По работам финалистов, можно увидеть, как меняется современная религиозная архитектура.
Купол
Купол — важный символ в любой религиозной архитектуре. Он воплощает мироздание, единство, божественное начало. Обычно храмовые купола имеют гладкую и неделимую структуру, но это не относится к бахайскому храму в Чили, построенному в 2016 году.
Проект храма разработали в бюро Hariri Pontarini Architects. Задание звучало обманчиво просто: от архитекторов требовалось здание с круглым залом, в котором по девять выходов, сторон и дорожек (девять — священное число бахаистов). Других зацепок не было — доктрина бахаизма держится на единстве всех религий и не предполагает конкретной атрибутики.
Главный архитектор проекта Сиамак Харири рассказывал, что «это было похоже на проектирование одной из первых христианских церквей или мусульманских мечетей». В бюро долго экспериментировали с макетами и материалами, прежде чем нашли ключевое решение: постройку увенчал купол из девяти полупрозрачных панелей. Они мягко пропускают свет, и в вечернее время от храма исходит мерцание.
При строительстве использовали 2000 стальных узлов, 9000 кусков стали, 7800 каменных элементов и 10 000 литых стекол
Верхний слой купола состоит из очень прочного боросиликатного стекла, на создание которого ушло два года. Под стеклом — еще один слой: он нужен, чтобы рассеять свет в зале. Для этого, использовали камень из месторождения в крошечном карьере в Португалии. Харири отмечает, что этот камень семь поколений подряд хранился в семейном карьере в Португалии, прежде, чем для него появился нужный проект.
Соседство старого и нового
Новые здания пытаются ужиться c историческими предшественниками, заимствуя у них приемы: хорошим примером тому служит павильон при церкви в Провиденсе от архитекторов Centerbrook Architects and Planners.
Здесь, современная архитектура мирно взаимодействует с неоготикой: не перекрикивает, но и не пасует перед ней. Павильон для массовых мероприятий пристроен к основному зданию конца XIX века. Современные технологии позволили решить лицевой фасад в виде витража во всю стену. Он органично вписан в историческую застройку за счет решеток, которые отсылают к готическим аркам.
Привлечение молодых прихожан
В мире растет число людей, которые не причисляют себя ни к одной религии. Речь идет не только об атеизме: например, среди жителей США, согласно статистическим данным, все больше людей без религиозной идентичности. Среди них много подростков. Поэтому, некоторые современные церковные проекты нацелены именно на молодых людей.
Часовню Chapel for Saint Mary’s проектировали для подростков, которые учатся в местной христианской школе. Многие из этих детей растут в малообеспеченных и неблагополучных семьях. Отсюда — стремление через архитектуру дать им ощущение безопасности.
Для этого, бюро Mark Cavagnero Associates Architects задействовало ряд композиционных и конструктивных приемов: здание максимально открыто за счет большого количества стекла, но при этом масштаб у здания очень скромный . Материалы подобраны таким образом, чтобы мягко отражать свет.
Отсутствие религиозных символов
С развитием глобализма в XX веке в мире стали возникать священные места, куда может прийти любой человек вне зависимости от вероисповедания. Такие пространства нужны, чтобы прихожанин достиг определенного состояния ума и мог полностью погрузиться в свои мысли.
Одно из таких мест — Serenity Room («Комната безмятежности»), разработанная Cannon Design для медицинского центра в Калифорнии. Здесь нет ни алтаря, ни других религиозных знаков: лишь белые стены и ряды деревянных скамеек, плавно соединенных с полом. Два узких и вытянутых окна расположены сбоку; в комнату проникает достаточно дневного света, но он не слепит глаза.
Очень много дерева
В христианской часовне Prayer Space минимализм также указывает на внеконфессиональность. Однако, не менее заметна и важна другая черта проекта: обилие дерева в отделке. Зал и скамьи целиком состоят из досок из пихты Дугласа.
Популярность камня веками не ослабевала в церковной архитектуре. Древесина не подходила для этих целей в силу своей дешевизны и недолговечности. Но сегодня она обрела новый смысл: ее фактура, цвет, природное происхождение и способность красиво стареть выигрывают на фоне бетона и других прочных материалов, в которых люди, как известно, больше не испытывают нужды.
В Prayer Space между досками оставлены небольшие зазоры: как объясняют архитекторы DeBartolo Architects, это позволило визуально расширить пространство и впустить больше света.
Совмещение функций
В новых религиозных проектах много внимания отводится пространствам, где люди могли бы не только молиться, но и собираться вместе для общения. Например, в Дании, где население все больше отходит от религии; церковь, чтобы сохранить позиции, наделяет храмы дополнительными функциями и обустраивает там кафе, места для отдыха и концертов.
Схожим образом устроена христианская церковь SAJ, разработанная бюро Chérrez y Cantera Architects в Северной Каролине. На первом этаже — помещение для молитв и богослужений, на втором — аудитория, причем ряды сидений сформированы за счет ступенчатого потолка церковного зала.